Основные требования к разработке бизнес-плана | xtpm.ru - сайты для бизнеса

На этой странице мы собрали полезные статьи наших консультантов, коллег и партнеров о бизнес-планировании. Знакомство с этими материалами поможет вам лучше понять специфику предоставляемых нами услуг.

В этой статье будут описаны основные требования к разработке бизнес-плана.

В зависимости от целей, которые стоят перед Вашим бизнесом, назначение бизнес-плана может различаться. Поэтому еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов, к которым относятся:

  • определение общих целей бизнес-плана;
  • определение того, что именно руководители фирмы хотят получить;
  • определение подхода к данному процессу;
  • формулирование ключевых положений, на которых будет строиться бизнес-план;
  • определение конкретных целей (поддающихся количественному анализу), которые потом будут обоснованы в бизнес-плане;
  • анализ прошлых успехов и неудач.

Выбрав стратегию достижения поставленной цели, можно приступать к исполнению плана на бумаге. На этом этапе уже собрана вся необходимая базовая информация, от которой первоначально зависит детализация и структура бизнес-плана. Собранная информация обрабатывается и оформляется в план, который должен быть доступным в изложении, точным и детально проработанным, создающим реалистичную картину выполнимости поставленной в нём цели.

Начальные стадии подготовки стратегий наиболее важны – именно они будут определять всю дальнейшую работу над бизнес-проектом. Здесь особое внимание стоит уделить достоверности полученных данных, так как, использовав неверную информацию, придётся пересчитывать огромное количество показателей во многих разделах бизнес-плана.

Поэтому главная неопределенность вытекает из возможных погрешностей и ошибок в исходных данных. Неправильная оценка емкости рынка, допустимого интервала цен на продукцию, себестоимости, эффективности маркетинговых мероприятий и т.д. могут привести к формированию неправильных выводов и завышенной оценке финансовых показателей проекта. Последствия таких ошибок, как правило, весьма печальны.

Сбор исходной информации является, как читатели уже поняли, одним из наиболее ответственных этапов бизнес-планирования. Обычно он связан с определенными (иногда немалыми) затратами. Тем не менее, если инвестор серьезно рассматривает возможность вложения средств в проект, ему не стоит экономить на сборе достоверных исходных данных – в противном случае реализация проекта может обойтись ему слишком дорого. Этот этап мы рассмотрим более подробно в следующей главе.

Помните: разработка бизнес-плана – всегда итерационный процесс, подразумевающий постоянное внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки, о которых ещё пойдёт речь.

Основное назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям открыть новое дело и получить для выполнения проекта необходимые производственные ресурсы и в первую очередь денежные средства.

Привлечение серьезных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования показателей, особенно финансовых, с учетом существующей степени риска – и не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. В связи с этим для получения адекватных показателей особенной проработке подлежат следующие вопросы:

  • какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и/или зарубежный рынок;
  • каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
  • какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнеса;
  • сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
  • каковы будут издержки на организацию производства (оказание услуг) и реализацию продукции (услуг) на соответствующих рынках;
  • какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
  • какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
  • каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Определить срок составления окончательного варианта бизнес-плана - тоже немаловажная процедура, так как, учитывая скорость изменения экономических показателей, сбор данных по проекту может продолжаться сколь угодно долго. Четко очерченным временным срокам, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается, менеджеры проекта должны уделять особое внимание. Это в первую очередь касается инвестиционных проектов, где сбор данных и их корректировка должны быть завершены к установленному периоду времени. 

Бизнес-план в отличие от других внутрифирменных планов, имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы. Однако делать временной запас необходимо при написании любого бизнес-плана, так как почти наверняка на его разработку потребуется больше времени, чем планировалось вначале.

Непосредственное участие в разработке бизнес-плана самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы – сегодня необходимое условие, несоблюдение которого вызывает недоверие к проекту со стороны инвесторов. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке бизнес-плана своего предприятия способствует выработке реальной стратегической и оперативной цели. Без сомнения, это обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта.

К работе по созданию бизнес-плана старайтесь привлечь как можно больше участников, создавая при этом диверсифицированную по потокам информационную сеть. Также, прежде чем готовить свой план, рекомендуется ознакомиться хотя бы с несколькими уже реализованными бизнес-планами. Это позволит максимально адаптировать Ваш бизнес-проект к окружающему его экономическому климату.

И ещё: забудьте о западных методиках бизнес-планирования. Самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию без адаптации к специфике российской деловой среды, особенностями которой являются:

  • законодательная база;
  • система подзаконных нормативных актов;
  • система стандартизации;
  • нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно-управленческой документации;
  • обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не оговоренные в законодательстве и, возможно, вообще не зафиксированные в каких-либо документах.

Наши проекты

Разработка сайта для строительной компании «Матен групп».

ООО «МАТЕН» динамично развивающаяся строительная компания, выполняющая весь комплекс общестроительных, отделочных, сантехнических, электромонтажных, вентиляционных работ.

Сайт производителя велосипедов Fury Bikes

Сайт-каталог производителя велосипедов Fury Bikes. Имиджевый сайт с современным дизайном, информацией о производителе и модельном ряде.

Портфолио команды архитекторов

Портфолио творческой команды архитекторов «АРХИДЕУС». Уникальный дизайн и возможность создавать кросс-браузерную анимацию из панели управления сайтом.